МОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна РТ

 

 

ГЛАВНАЯИСТОРИЯУЧАЩИЙСЯУЧИТЕЛЯНОВОСТИГОСТЕВАЯ

Администрация Барун-Хемчикского кожууна

МСОШ №1 с. Кызыл-Мажалык 

Программа

развития школы

(2005-2010 г.г.) 

c. Кызыл-Мажалык - 2005


 

Содержание:

 

I.                    Анализ общеобразовательной ситуации в Муниципальной  средней (полной) общеобразовательной школы №1 с. Кызыл-Мажалык»

II.                 Информационная справка

Сведения об обучающихся

    Численность учащихся и класс-комплектов

    Число классов по ступеням образования

Характеристика педагогических кадров

1.     по уровню образования

2.     Распределение кадров в зависимости от педагогического стажа

3.     О наградах педагогических работников

4.     Данные педкадров с учётом ЕТС

5.     Квалификационный состав

6.     Креативно работающие педагоги

Режим работы школы

Состояние материально-технической базы школы

Характеристика внеурочной воспитательной работы

История, традиции, наследие школы

Характеристика контингента обучающихся

Анализ основных показателей УВП

Концепция новой школы

Этапы перехода оп прежней школы к её новому состоянию

Показатели оценки результатов

Прогноз ожидаемых результатов

Формы представления результатов опытно-экспериментальной работы

 

 I. Анализ образовательной ситуации в

Муниципальной  средней (полной) общеобразовательной школы №1 с. Кызыл-Мажалык»

 

Школа расположена в центральной части села Кызыл-Мажалык, что обеспечивает потенциальные возможности тесного взаимодействия с культурными и спортивными центрами населенного пункта (детской библиотекой, Дворцом культуры им. Олега Намдараа, краеведческим музеем, Центром досуговой деятельности учащихся «Херел», Центром детского творчества и спортивной школой), удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся и работников. Однако необходимо учитывать и негативное влияние социума на образовательную ситуацию в школе (например, близость торговых точек). Это обязывает поставить в центр внимания воспитательные аспекты образовательной системы.

По итогам 1997-98 учебного года являлась «Школой года России». В 2003-2004 учебном году за достигнутые успехи в обучении и воспитании Академией творческой педагогики «Эврика» школе присвоено звание «Академическая школа России». С 2004 г. имеет статус «Республиканская экспериментальная площадка».

Согласно лицензии от 11 марта 2006 года школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Кызыл-Мажалык».

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

О МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 с. Кызыл-Мажалык»

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Численность учащихся и классов-комплектов

 

Год

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Классы

Кол-во классов-комплектов

Кол-во учащихся

Кол-во классов-комплектов

Кол-во учащихся

Кол-во классов-комплектов

Кол-во учащихся

1-4

15

319

14

316

14

310

5-9

20

441

20

439

18

404

10-11

5

129

5

135

7

153

Всего:

40

889

39

890

39

867

 

 Число классов по ступеням образования и параллелям

Параллели

1

2

3

4

с 1-4

5

6

7

8

9

с 5-9

10

11

10-11

Всего

Число

класс-

комплектов

3

3

4

3

13

4

4

3

4

4

19

3

4

7

39

 

За последние три года наблюдается сокращение числа учеников в школе, что объясняется желанием детей и их родителей получить образование в лицеях и гимназиях г. Кызыла, где уровень использования информационных технологий, развитие коммуникативных навыков учащихся выше. Незначительное снижение числа учащихся 1 ступени образования объясняется демографическими причинами.

 

Характеристика педагогических кадров

1.      По уровню образования

Год (три последних года)

Всего

педагогических работников

Педагогов по уровню образования,

в том числе

Высшее

образование

Незаконченное высшее

Среднее

специальное

2002-2003

71

58

4

9

2003-2004

68

57

2

9

2004-2005

68

61

0

7

 

90 % педагогических работников школы имеют высшее образование, 5 учителей являются студентами-заочниками младших курсов.

2. Распределение кадров в зависимости от педагогического стажа

 

Год

до З лет

с 3-5 лет

с 5-10 лет

с 10-20 лет

Свыше 20 лет

2002-2003

17

0

5

20

16

2003-2004

18

1

6

21

17

2004-2005

19

2

7

22

18

Более половины педагогического коллектива (59%) имеют стаж более 10 лет, что говорит о компетентности и мастерстве, в то же время молодое поколение составляет треть педагогического коллектива, будучи креативной её частью. Хорошей традицией школы является наставничество.

 

3. О наградах педагогических кадров за последние три года

Год

Всего педагогических кадров, получивших награды

В том числе:

Грамоты органов местного самоуправления

Грамота МОПО РТ

Грамота МОПО РФ

Отраслевые награды значок "Отличник народного просвещения", Почетный работник общего образования, Грамота Министерства образования и др.

2002-2003

9

1

4

1

3

2003-2004

8

3

3

1

1

2004-2005

10

2

3

0

5

 

Работа учителей высоко оценивается на всех уровнях – от муниципального до всероссийского, – о чем свидетельствуют полученные почётные звания и награды.

 

4. Данные педкадров с учетом категорий по ETC

 

Год

Всего прошли аттестацию

В том числе присвоены категории

Кол-во

%

Высшая

Первая

Вторая

2002-2003

14

20

4

4

6

2003-2004

5

7

0

2

3

2004-2005

7

11

3

1

3

всего:

26

38

7

7

12

 

5. Квалификационный состав педагогических работников

 

В МОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык в 2004-2005 учебном году работало 65 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют 6 учителей, I категорию – 17, II категорию – 15.

В целом, из 65 учителей 37 (57%) имеют квалификационные категории, что говорит о профессионализме большинства учителей, и в свою очередь положительно сказывается на качестве обучения.

 

6. Креативно работающие педагоги

В среде педагогов школы есть творчески работающие люди, использующие современные педагогические технологии, собственный опыт, фантазию, опирающиеся на субъект ребенка, создающие ситуацию поиска, творчества и непременного успеха. Можно отметить Сюрюн А.А., сочетающего умения в работе с классным коллективом, развитие самоуправления, увлеченного  туризмом и радиотехникой.

Ховалыг Е.А., активно использующая программу Петерсена Л.Г., в течение ряда лет является неизменным победителем конкурса «Учитель года» в масштабе школы, кожууна и призером республиканского тура. Сюрюн Н.М. результативно работает по развивающей технологии Занкова Л.В. Салчак С.В. - логопед, учитель начальных классов, творчески использует на уроках трудового обучения программу Геронимус Т.М.

Ооржак З.С. –учитель родного языка и литературы, основатель школьной газеты, руководитель курса «Школьный редактор».

Увлекательные занятия в кружке и на предпрофильных курсах проводит молодой, но уже твердо заявивший о себе учитель Хертек А.А., которая занимается резьбой по камню.

В школе работает собственная телестудия и программа «Школьные вести», под руководством профессионального журналиста, учителя английского языка Кызыл-оол Р.А. Творчески относятся к своему делу Доржу Т.Х., Сарыглар З.У., Монгуш О Д, Монгуш И К, Ооржак Р.Ш., Чылбак–оол Л.О., Дудуй–оол Р. Э., Монгуш С.Ш., Ошку-Саар А.Ю. и другие.

 

 

7. Использование педагогических технологий

На протяжении ряда лет школа работает над проблемой «Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе через индивидуальное и вариативное обучение на уроках и во внеурочное время» и является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению предпрофильного и профильного обучения. Для реализации данной проблемы и задач эксперимента педагогический коллектив использует разнообразные технологии. Общее количество современных педтехнологий используемых педагогами в учебном процессе школы составляет 6 групп технологий .

Группа педтехнологий

Количество педагогов,

применяющих данные

технологии

1

Технологии традиционного обучения

28

2

Технологии развивающего обучения

20

3

Личностно-ориентированные технологии обучения

5

4

Частнопредметные технологии

10

5

Информационные технологии

4

6

Природосообразные технологии

1

7

Проектная технология

7

 

В нашей школе наряду с традиционной системой начального обучения частично используются элементы развивающего обучения. Учителями и методическим объединением изучены, адаптированы и частично внедряются целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы.

Каждая модель начального образования построена на единых психолого - педагогических концептуальных основах. К целостным моделям относят: модель «Начальная школа XXI века…» (н.р. – профессор Виноградова Н.Ф.), модель «Школа 2000... - Школа 2100» (н.р. – академик Леонтьев А.А. и Петерсон Л.Г.), модель «Гармония» (н.р. – профессор Истомина Н.Б.), система Занкова Л.В., система Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В.

Уже 5 год идет преподавание по учебникам Л.Г. Петерсон (Модель «Школа 2000... - Школа 2100» - научного руководителя академика А.А.Леонтьева и Л.Г. Петерсон), и продолжают преподавание математики по этим учебникам учителя высшей квалификационной категории Ховалыг Е.А. и Монгуш О.Д. Ховалыг Е.А. адаптировала данную программу для сельской национальной школы.

Организованы творческие группы, изучающие и использующие в своей работе элементы технологий: Зайцева Н.А., Зайцева В.Н., Кушнир А.М., Занкова Л.В., Монтессори М.

 

Режим работы школы

Режим работы школы определен 6-дневной рабочей неделей. Образовательный процесс осуществляется в две смены. Начало занятий I смены – с 8.00, II смены – с 13.10. Продолжительность занятий – 45 минут, перемены по 5 минут, после 2 и 4 урока – по 20 минут. В первом классе уроки длятся 30 минут с обязательными перерывами по 10 и 20 минут для обеда учащихся и прогулки.

В первую смену обучаются: 1«а», 1«б», 1«в», 3«в», 3«г», 4«б», 4«в», 8«г», 8«в», 9«а», 9«б», 9«в», 9«г», 10«а», 10«б», 10«в», 11«а», 11«б», 11«в», 11«г» классы.

Во вторую смену обучаются: 2«а», 2«б», 2«в», 3«а», 3«б», 3«в», 4«а», 5«а», 5«б», 5«в», 5«г», 6«а», 6«б», 6«в», 6«г», 7«а», 7«б», 7«в», 8«а», 8«б» классы.

 

Состояние материально-технической базы школы

 

Школа функционирует в типовом здании, капитальный ремонт произведен в 2000 году.

Число спортзалов – 1;

спортивная площадка – 1;

актовый зал - 1 на 150 посадочных мест;

столовая – 1 на 80 посадочных мест;

количество учебных кабинетов – 21;

кабинет информатики – 1;

логопедический кабинет – 1;

кабинет технического труда – 1;

школьная мастерская – 1;

кабинет обслуживающего труда – 1;

кабинет школьного фельдшера – 1;

школьная библиотека - 1.

Фонд библиотеки: число книг - 10 540, общий книжный фонд - 18 462, художественная литература - 4120 экземпляров, научно-популярная литература - 456 экземпляров. В наличии имеется электронные учебники по всем учебным дисциплинам, библиотека оснащена двумя компьютерами, сканером и принтером.

Большинство учебных кабинетов оснащено дидактическими и техническими средствами обучения, справочной и научно-популярной литературой, учебными пособиями, но в течение уже нескольких десятилетий они не обновлялись. Тем не менее, кабинет русского языка и тувинского языка и литературы занимают 1-е места в смотре кабинетов среди ОУ кожууна.

На один компьютер в школе приходиться 62 ученика, что примерно в два раза выше допустимой нормы. Учителя начальных классов, предметники среднего и старшего звена не имеют возможности активно использовать компьютеры и информационные технологии в урочной и внеурочной деятельности из-за большой загруженности кабинета информатики.

Школа не имеет доступа к ресурсам Internet, что не способствует конкурентоспособности выпускников и преподавателей.

Из-за недостаточной подготовки педагогов в области информационной коммуникации не удаётся эффективно использовать имеющуюся медиатеку. Отсутствие АРМ для администрации не позволяет оперативно проводить мониторинг, объективно анализировать ситуации и наиболее эффективно управлять школой.

 

Характеристика внеурочной воспитательной работы (студии, кружки, секции)

 

Внеурочная воспитательная работа школы активно развивается в тесной связи с другими учреждениями дополнительного образования.

Студии, кружки, секции различной направленности, ориентированные на развитие склонностей и интересов учащихся, действуют системно и организованно как на первой ступени образования, так и на последующих.

На внутришкольном уровне отмечается творческая работа учителей начальных классов. Каждый ученик начальной школы занят в одном из кружков – «Весёлый карандаш», «Оригами», «Детский театр», «Кукольный театр», «Шумовой оркестр», «Очумелые ручки», «Бичии бижикчи», «Волшебная иголка», «Звездный час», и др.

В среднем и старшем звене основное направление внеклассной деятельности – техническое (ИЗО, резьба по камню, работа с природным и бросовым материалом, выжигание, радиотехника, «Юный столяр», «Народные промыслы», «Моделирование и конструирование»).

Также функционировали кружки эстетического направления: «Уежилер», «Золотые ручки», «Декоративное оформление», «Веселый актер», «Умелые ручки», «Юный художник»

В школе действуют художественная студия под руководством учителя ИЗО Иргит А.С., учащиеся которого часто занимают призовые места на различных выставках. Работами детей оформлены помещения школы.

Работы учащихся кружка «Чонар даш» (рук. – Хертек А.А.) высоко оцениваются на кожуунных и республиканских выставках изделий народно-прикладного искусства.

Были созданы  хореографические детские коллективы во всех ступенях образования, охватывая более 80 учащихся. Старшая танцевальная группа  в 2004 году успешно участвовала в международном танцевальном конкурсе «Роза ветров» и была отмечена дипломом.

В школе функционирует НОУ, в которое входят лучшие ученики, постигающие основы исследовательской деятельности.

Учителя физкультуры Ховалыг А.А., Мижит-Доржу Ш.К., Донгак Ю.У. ежегодно выставляют на соревнования различных уровней команды школы, которые традиционно занимают призовые места в кожууне, Западной зоне, Республике. Ученик 11 «б» класса Сюрюн Омак с 14 лет занимает призовые места на зональных и Всероссийских соревнованиях по вольной борьбе. Также высокие результаты имеют Ооржак Томур, Кужугет Белек, Ооржак Аяс, Монгуш Александр, Ондар Алдар (чемпионы Республики по вольной борьбе).

Туристы школы постоянно занимают призовые места в кожууне, зоне, республике.

 

История, традиции, наследие школы

Сведения об истории

 

Наша школа была образована первой в кожууне 20 августа 1929 года в устье реки Барлык в доме, где ранее жили китайские купцы. В ней обучалось 20 детей. Изучали математику, алфавит, гимнастику.

В августе 1930 года здание перевезено в с. Кызыл-Мажалык. Открылась начальная школа.

В 1942 г. – стала семилетней школой.

В 1957 г. – школа приобрела статус общеобразовательной средней школы.

В 1977 г. перешла в новое здание.

Новое здание по проекту рассчитано на 27 классов-комплектов с общей наполняемостью 624 ученика. При открытии школа имела 33 класса-комплекта. В 1996-97 и 2001-2002 учебных годах прошла государственную аккредитацию.

По итогам 1997-98 учебного года являлась «Школой года России». В 2003-2004 учебном году за достигнутые успехи в обучении и воспитании Академией творческой педагогики «Эврика» школе присвоено звание «Академическая школа России». С 2004 г. имеет статус «Республиканская экспериментальная площадка».

Согласно лицензии от 11 марта 2006 года школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Кызыл-Мажалык».

 

Традиции школы

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций, чему способствуют проводимые праздники «Посвящение в старшеклассники», «Последний звонок», встречи с выпускниками и т.д. Традиционным стал совместный летний, осенний и весенний отдых учащихся и педагогов в туристических лагерях.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в районных и городских мероприятиях.

 

1 четверть:

Месяц

Ключевые дела

Сентябрь

День знаний:

1-4 классы - линейки;

5 классы - «Путешествие по предметным станциям»;

6 классы - «Веселые старты»;

7 классы - Знакомство с новыми предметами;

8 классы - Конкурс актерского мастерства;

9 классы - Экскурсии по средним учебным заведениям;

10-11 классы - Организация линеек «Первого звонка»

Эколого-туристический слет: 1-4 классы - день здоровья;

5-10 классы - участники;

11 классы – организаторы.

Октябрь

1-4 классы - «Праздники осени».

День учителя:

5 классы - оформление;

6-7 классы - изготовление сувениров;

8 классы - поздравительные газеты;

9-10-11 классы - подготовка и проведение уроков .

Организация праздничного концерта.

 

Старт акциям:

«Непоседы», «Лидер», «Старшеклассники»;

Открытый классный час «Я - гражданин России»; Декада Искусств;

9 – 11 класс - Бал « Осенняя палитра»

 

2 четверть

Ноябрь

 

1-2 классы – КТД с родителями;

3-4 классы - «Театральный фестиваль»;

5 классы – КТД «Давайте познакомимся»;

7 классы – Защита проектов «Экологическая школа будущего»;

6 классы – КТД «Легенды и мифы Древней Греции»;

Декабрь

8 классы – Вечер вручения паспортов и посвящение в старшеклассники.

9 классы – Дискотека «Антинаркотики»;

10-11 классы – Новогодние праздники;

Подготовка новогодних представлений 1-11 классы.

 

3 четверть

Январь.

5 классы - интеллектуальный марафон «Межпланетная конференция»;

8 классы - День Земли – интеллектуальная игра.

9-11 классы Встреча с выпускниками - студентами школы.

Бал «Здравствуй, студент».

Февраль

«Дангына» и «Тажы» конкурс среди юношей и девушек;

Участие в конференции «Шаг в будущее»;

6 классы - Рыцарский турнир;

7 классы - Робинзонада.

Март

1-4 классы - «Масленица»;

Праздник мам:1-8 классы;

9 классы - Вечер «Леди ».

 

4 четверть

Апрель

Общешкольная акция «Милосердие»:

1-11 классы;

7 классы - «Весенний бал»;

8 классы - КВН;

«День школьника».

Май

Категорийные туристические походы учителей и учащихся.

Туристические слёты учителей и учащихся

Праздник для ветеранов ВОВ:

4-5-6-7 классы Парад, посвященный Дню Победы

Последний звонок: 9, 11классы;

Выпускной вечер 4 классов

Июнь

Выпускной вечер: 9, 11 классы.

 

Таким образом, воспитание в школе строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

 

Наследие

В школе бережно хранятся традиции прошлых лет. Детской организации присвоено имя нашего земляка, Героя Советского Союза Хомушку Намгаевича Чургуй-оола. Кабинет русского языка и литературы хранит память об учителе русского языка и литературы Куулар Т.Ф.., которая много лет отдала школе (сегодня здесь висит памятная доска).

С 1932 года в школе действует музей, материалы для которого собирали в течение ряда лет учащиеся школы в этнографических, краеведческих экспедициях. Сейчас пополнением музея материалами в основном занимается поисковая группа, но привлекаются и учащиеся школы, родители. Источники комплектования музейного фонда разнообразны: от направленных планомерных розысков до случайных поступлений. Здесь создан большой вспомогательный фонд: фотодокументы, карты, схемы, картины, макеты; рефераты исследовательского характера, которые будут оказывать неоценимую помощь в работе следующим поколениям.

 

Характеристика контингента обучающихся

 

Всего учащихся:

из них по полу

по национальности

мальчики

Девочки

тувинцы

русские

буряты

864

399

465

851

12

1

По характеристике контингента обучающихся девочек больше на 66 человек, чем мальчиков. По национальности: большинство учащихся тувинской национальности.

Социальный статус семей

 

Характеристика социального статуса семей обучающихся

Кол-во семей

Кол-во

детей, имеющих опекунов

Кол-во

семей "группы риска"

Кол-во

семей, воспитывающих детей-сирот

Кол-во

семей, воспитывающих детей-инвалидов

Кол-во

детей

чабанов

Полных

Неполных

Многодетных

166

121

61

19

12

43

26

60

 

По социальному статусу большинство семей имеют полный состав (166), однако неполные семьи тоже составляют большую часть (121). Количество семей, опекающих и воспитывающих детей – сирот, составляет четвертую часть от семей полного состава. Количество прочих семей – 38.

 

Социальное положение родителей

 

Рабочие

Служащие

Творческие

Другие категории

104

126

25

33

 

Социальное положение родителей в основной части представлены служащими (126) и рабочими (104), пятую часть от количества служащих составляют творческие профессии, безработные, пенсионеры и прочие представлены другими категориями (33).

 

Здоровье

 

Всего учащихся в школе

Кол-во практически здоровых детей

Детей с ослабленным здоровьем

864

630

234

Исходя из статистических данных о здоровье детей, наблюдается, что большинство детей практически здоровы (630), однако детей с ослабленным здоровьем значительное количество (234), что требует профилактической работы с ними.

 

 

 

Успешность в учебе

За последние три года прослеживается следующая динамика качества обученности:

Показатели

Учебный год

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество знаний

35%

35%

38,8%

 

Более наглядно данные представлены в гистограмме успеваемости и качества знаний по годам. Наиболее качественные показатели представлены за минувший учебный год, что является результатом труда всех участников образовательного процесса.

Уровень обученности школьников на конец учебного года:

Показатели

Учебные годы

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Число учащихся на конец года

890

897

869

из них окончили учебный год

с отличием

29

34

40

ударники

258

278

279

Окончили школу с медалями

 

 

 

из них: с золотой

0

0

0

с серебряной

1

5

1

Данные таблицы говорят о стабильном росте числа отличников и ударников, что в свою очередь отражается в показателях качества знаний.

Главным итогом работы школы является государственная аттестация в 9-х и 11-х классах.

Итоги аттестации выпускников основной школы за три года:

Учебный год

Кол-во выпускников

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

знаний

2002-03

75

0

23

25

0

100%

31%

2003-04

117

0

44

73

0

100%

38%

2004-05

67

0

18

45

0

100%

22%

Наиболее яркие показатели показали выпускники 2003-2004 учебного года. В последующем году при уменьшении количества выпускников упал показатель  качества знаний с 38% до 22%.

Итоги аттестации выпускников средней школы за три года:

Учебный год

Кол-во выпускников

«5»

«4»

«3»

«2»

Серебряная

медаль

Успеваемость

Качество знаний

2002-03

54

0

19

35

0

1

100%

35%

2003-04

71

3

10

61

0

5

100%

18%

2004-05

64

0

24

40

0

1

100%

37,5%

Наиболее высокие показатели были у выпускников средней школы в 2004-2005 учебного года (37,5 % качество знаний), однако при этом стоит отметить наличие 5 серебряных медалей в 2003-2004 учебном году.

 

Участие в олимпиадах.

 

Учебный год

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Участие в олимпиадах

Участников

Победители

Участников

Победители

Участников

Победители

Кожууные

15

4

11

11

15

15

Республиканские

9

2

10

5

12

0

Участников олимпиад кожуунного масштаба, как и их победителей (с 4 до 15), с каждым годом становится больше. Но при этом в республиканских олимпиадах  в 2004-2005 учебном году победителей не было.

 

Характеристика социума

Население микрорайона школы в основной массе пенсионеры, рабочие, служащие, безработные. Школу окружают частные дома, в которых они проживают.

В микрорайоне находятся администрация с. Кызыл-Мажалык, поликлиника, санаторное ДОУ «Аржаан», ДОУ «Аленушка», Центр реабилитации несовершеннолетних детей, ДОУ «Аленушка», Центр досуговой деятельности учащихся «Херел», Центр детского творчества, Дворец культуры, спортивная школа, редакция газеты «Хемчиктын сылдызы», почта, РТП, Военокмат.

Школа расширяет свою деятельность с вышеназванными учреждениями и организациями, разрабатывается совместный план работы.

Так, разработан совместный план преемственности начальной школы с ДОУ «Алёнушка». Осуществляется совместный план работы с Центром досуговой деятельности детей, подростков «Херел» по реализации Республиканской целевой программы «Физическое воспитание, оздоровление детей и подростков и молодежи в РТ», совместный план мероприятий «Патриотическое воспитание населения», план по профилактике ВИЧ/СПИД, наркомании и др.

Совместно с образовательными учреждениями социума идет введение комплексной программы по профилактике асоциального поведения «Несущая свет» - сопровождение ребенка и семьи.

 

Творческие контакты с учеными, научными центрами, кадрами ВУЗов

Школа имеет тесные связи с факультетами истории, филологии ТывГУ, Советом Академических школ при МОН РТ, Сагды Ч.Т. - доктором биологических наук, профессором кафедры экологии ТывГУ, национальным музеем «Алдан-Маадыр», с Хакасским государственным университетом им. Катанова, Аграрным лицеем Республики Тыва, Центром развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, Государственным лицеем Республики Тыва.

 


 

Итоги учебно-воспитательного процесса

Наименование предмета

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Сдавали

Успеваемость

КЗ

Сдавали

Успеваемость

КЗ

Сдавали

Успеваемость

КЗ

Начальная школа

Русский язык

71

97

64

78

93

71

91

84

45

Математика

71

73

40

78

89

54

91

93

57

Родной язык

71

93

70

78

77

77

91

86

27

Основная школа

Обязательные экзамены:

Русский язык и литература

54

100

54

117

100

58

47

100

78

ЕГЭ по Русскому

 

 

 

 

 

 

20

100

40

Родной язык и литература

54

100

86

104

100

78

66

100

66

Алгебра

54

100

51

117

100

50

54

100

31

ЕГЭ по Алгебре

не было

12

100

41

Экзамены по выбору

Русский язык

20

100

75

26

100

63

15

100

86

Русская литература

3.

100

100

8

100

80

0

0

0

Родной язык

5

100

60

16

100

68

0

0

0

Родная литература

6

100

50

16

100

75

0

0

0

Алгебра

3

100

33

2

100

100

0

0

0

Геометрия

2

100

100

19

100

73

1

100

100

Физика

1

100

100

3

100

100

1

100

100

Политика и право

20

100

65

14

100

100

22

100

83

Химия

22

100

13

17

100

82

5

100

80

Биология

13

100

69

52

100

67

24

100

58

География

15

100

66

7

100

28

7

100

57

Английский язык

1

100

100

3

100

100

0

0

0

Физкультура

21

100

100

25

100

52

24

100

100

История России

11

100

64

16

100

94

33

142

42

Средняя школа

Обязательные экзамены:

Русский язык и литература

54

100

53

71

100

53

64

100

61

Родной язык и литература

54

100

85

51

100

98

64

100

97

Алгебра(ЕГЭ)

54

100

50

71

86

34

34

100

30

Экзамены по выбору:

Русский язык

20

100

65

20

100

75

18

100

39

 

ЕГЭ по Русскому языку

не было

16

100

31

32

97

15

 

Русская литература

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Родной язык

6

100

67

16

100

100

0

0

0

 

Родная литература

5

100

40

5

100

100

4

100

100

 

Алгебра

2

100

100

0

0

0

2

100

100

 

Геометрия

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Физика

3

100

100

0

0

0

0

0

0

 

Обществознание

8

100

62

33

100

70

18

100

39

 

Химия

22

100

64

10

100

100

15

100

33

 

Биология

13

100

38

21

100

95

8

100

50

 

География

15

100

33

15

100

100

11

100

55

 

Английский язык

6

100

100

6

100

100

5

100

100

 

Основы безопасности жизнедеятельности

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Физкультура

20

100

100

12

100

100

11

100

64

 

История Отечества

11

100

45

8

100

62

28

100

29

 

Информатика ВТ

10

100

50

25

100

48

15

100

53

 

По выбору ЕГЭ:

Химия

не было

4

100

50

8

100

37

 

Биология

не было

6

100

0

16

100

31

 

Русский язык

не было

16

100

31

32

97

15

 

История

не было

9

100

11

5

100

0

 

Физика

не было

1

100

100

2

100

0

 

В этой таблице наиболее интересны показатели ЕГЭ. Стабильный рост наблюдается по результатам алгебры и русского языка.

Чтобы обучающиеся начальной школы имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями, 5 год учитель начальных классов Ховалыг Е.А. использует технологию Петерсона Л.Г. Результаты обученности по математике этой экспериментальной группы детей на высоком уровне.

 

Результаты применения развивающего обучения (технология Петерсона Л.Г.)

Учебные годы

Класс

% успеваемости

% качества

2004-2005

4 «в»

91

50

2003-2004

3 «в»

94

70

2002-2003

2 «в»

100

59

2001-2002

1 «в»

92

74

 

Результатом учебной деятельности школы являются показатели трудоустройства выпускников.

Трудоустройство

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Общее число учащихся

875

890

897

Окончивших

1.1 Основную общеобразовательную школу

75

117

67

Поступили в среднее специальные учебные заведения

5

16

9

Поступили в ПТУ

1

4

0

Продолжили обучение в 10 классе других общеобразовательных учреждений

4

8

5

Продолжили обучение в 10 классе данного учреждения

65

89

53

1.2 Среднюю полную общеобразовательную школу

63

71

64

Из них

Золотой медалью

0

0

0

Серебряной медалью

1

5

1

Поступили в ВУЗ

20

31

35

Поступили в средние специальные заведения

10

13

14

Приняты на работу

12

8

5

Не работают и не учатся

4

9

0

Учатся на курсах

15

9

8

Служба в Армии

2

1

2

По данной таблице видно, что поступление выпускников основной и средней школы растет из года в год. Это говорит о том, что профессиональный уровень педколлектива, как и качество обучения и преподавания учителей, стабильно повышается.

 

По итогам трудоустройства выпускников основной школы наблюдается, что, в основном, учащиеся продолжают обучение в родной школе. Есть учащиеся, которые продолжают обучение в ССУЗах.

По итогам трудоустройства выпускников средней школы наблюдается высокий рост поступления в ВУЗы и ССУЗы России и РТ.

 

Динамика основных показателей УВП за последние три года

Показатели

Учебные годы

 

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Количество учащихся

875

890

897

Успеваемость (%)

99

100

100

Качество знаний (%)

32

35

35

 

Анализ основных показателей УВП за три года выявляет рост качества знаний обученности и стабильность успеваемости.


 

Показатели уровня воспитанности

Администрацией школы в воспитательной работе серьезное внимание уделялось исполнению плана действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования Республики Тыва на 2002-2004 годы, программы мероприятий Концепции воспитания человека, культуры в ОУ Республики Тыва. Также реализовались республиканские целевые программы «Физическое воспитание, оздоровление детей, подростков, и молодежи РТ на 2003-2005 годы», «Патриотическое воспитание населения РТ на 2003-2005 годы», план мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД, наркомании, инфекций, передаваемых половым путем среди обучающихся ОУ РТ на 2004-2005 годы.

Показателем эффективности работы школы является рост уровня воспитанности учащихся.

 

 

В целом, за три года уровень воспитанности учащихся – хороший.

Ученическое самоуправление в школе обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю, но не в достаточной степени.

 

Социальная работа с подопечными

На учете школы подопечных детей к 11 октября 2004 г.состояло 55 детей (к апрелю 2004 было – 55). Из них сирот – 33, без попечения – 22, выявлено – 13, из них под опеку оформлены – 5, на стадии оформления – 6, не оформлено – 2, выбыло – 14 детей, из них закончили школу 11-х классов – 7, поступили ВУЗ – 4, СУЗы – 1, ПУ – 2, из них 9-х классов – 10 человек, из них ПУ – 4, СУЗ – 1, остальные продолжили учебу в школе.

Сейчас выпускников 11-х классов – 7, выпускников 9-х классов – 4, детей дошкольного возраста – 2, инвалидов – 3 – Саая Вадим – 6 кл, Юдина Ольга – 7а кл, Мултыгашева Катя – шк №2(приемная семья). На учете у врачей – 4 – Загвоздкина Оксана, Кыргыс Олча, Юдина Ольга, Саая Буян.

В свободное время подопечные заняты в различных кружках и секциях: ДЮСШ – 20, ДШИ – 3, ЦДТ – 8, УПК – 1. Из подопечных учатся хорошо – 11 учащихся. Неуспевающих нет.

Работа инспектора школы ведется совместно с классными руководителями, соцпедагогами, администрацией школы, координационным советом села, кожууна. Опекуны выполняют свои обязанности на надлежащем уровне.

На 01 января 2005 года на учете состояло 46 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

 

Результаты образовательного процесса

Для подтверждения вышеизложенного приводим результаты достижения учащихся в конкурсах, соревнованиях и мероприятиях кожуунного масштаба за три года:

 

№ п/п

Наименование

состязания

год

Ф.И.О. учащихся

Результат

1. Научно-практические конференции

1. Эколого-краеведческие

2003-04

группа учащихся

1

2002-03

Хертек Люба 10 «а»

2

 

Гришина Валерия 10 «а»

2

 

Серен Менди 11 «б»

2

2. К 150-летию В.Г. Короленко

2003

Сарыглар Буян 9 «б»

1

2. Конкурсы

1. Песни «Хамнаарак»

2003

Саая Доруг-оол 8 класс

2

2004

Сарды Раджина 7 класс

2

2005

Кужугет Айслан 7 класс

2

2004

Кужугет Айслан 8 класс

2

2003

Монгуш Байыр 11 класс

1

2. Город мастеров

2004

Ховалыг Чингис 4 кл.

1

2005

Салчак Олчат 4 кл.

1

2005

Саая Чайзат 4 кл.

3

2005

Хомушку Ай-Кыс 4 кл.

1

2005

Хомушку Айна 4 кл.

2

2. Конкурс рисунков

2003

Хертек Александр 8 «а»

1

2004

Саая Чайзат 4 кл.

1

3. Овеянные славою флаг

наш и герб»

2004

Серен Менди 11 «б»

1

2004

Донгак Олеся 11 «б»

2

2004

Кужугет Азияна 6 «а»

3

4. Танцевальный «Звенящая нежность»

2003

группа учащихся

1

5. «Брейн-Ринг» по физике

 

2003

команда

1

2004

команда

1

6. «Брейн-Ринг» по географии

2003

команда

1

2004

команда

1

7. Геологический слет

 

2003

команда

1

2004

команда

1

8. «Эрнин эрези»

2003

Ооржак Мерген

2

9. «Что? Где? Когда?»

2003

команда

1

3. Выставки

1. Выставка прикладного

творчества

2003

школа

2

2003

школа

1

2004

школа

2

2005

школа

1

2. «Золотая Осень»

2004

школа

1

4. Смотры

1. Смотр художественной самодеятельности

2005

группа учащихся

2

2. Смотр знаний по математике

 

 

 

2004

команда учащихся 5-11

1

2005

команда учащихся 5-11

1

2005

команда учащихся 5-11

1

2003

команда учащихся 5-11

1

2003

команда учащихся 5-11

1

3. Смотр спектаклей

2003

группа учащихся

1

5. Соревнования

1. Футбол

2003

младшая и средняя гр.

по 1 месту

2004

младшая и средняя гр.

по 1 месту

2005

младшая и средняя гр.

по 1 месту

2004

старшая группа

по 1 месту

2. Баскетбол

2003

команда юношей

1

2004

команда юношей

1

3. Легкая атлетика

2003

команда уч-ся

1

2004

команда уч-ся

1

4. Шахматы

2003

Ондар Алдар

1

5. Вольная борьба

2003

Сюрюн Омак

1

2004

Сюрюн Омак

1

6.Президентские состязания

2003

8 «б»

1

7. Категорийные походы

2004

команда средн. и ст.

3

         

Конкурентные преимущества школы

Согласно приказу Министерства общего и профессионального образования РТ от 23.07.04 г. школа №1 с. Кызыл-Мажалык первой в кожууне участвовала в крупномасштабном федеральном эксперименте, в ходе которого осуществлялась апробация предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. В эксперименте участвовали 1/3 педколлектива и 68 учащихся трех девятых классов.

С 2004 года на базе школы проходят семинары и учебы по вопросам профильного обучения в масштабе кожууна. Модель профильной организации - внутришкольная. В школе ведется профильное обучение.

10 «а» класс гуманитарного профиля.

Два 10-х класса - универсального обучения.

В гуманитарном классе в образовательную область «Филология» введен спецкурс «Риторика», в универсальных классах введены элективные курсы «Решение расчетных задач по химии», «Решение расчетных задач по физике», «Математика для поступающих в ВУЗы», «Компьютер и издательская деятельность», где эти курсы решают образовательные запросы учащихся по тем или иным предметам. Учителями школы разработаны более 20-ти программ элективных курсов по препрофильной подготовке 9-х классов. Учителя изучают и применяют на своих уроках современные образовательные педтехнологии:

• Информационные технологии;

• Технологии проектного обучения.

Одной из проблем данной сельской национальной школы - развитие речи на русском языке. Для решения этой проблемы позитивную роль играет элективные курсы «Абсолютная грамотность», «Русская речь», «Риторика».

Предметные курсы

Направления курсов

Ориентационные курсы

Направления курсов

1. Элементы математической логики.

Естественно-математический

1. Медицины

Биолого-химический

2. Сочинения разных жанров

Гуманитарный

2. Основы журналистики

Гуманитарный

3. Страноведение (англ. язык)

Гуманитарный

3. Основы экономики

Естественно-математический

4. Практическое право

Гуманитарный

4. Пользователь персональных компьютеров

Информационно-технологический

5. Биогенные элементы и здоровье человека

Биолого-химический

5. Декоративно -прикладное искусство (резьба по камню)

Художественно-эстетический

6. Основы программирования

Информационно-технологический

6. Клуб путешественников

Естественно-географический

С группой учащихся 9-х классов и руководителями элективных курсов разработаны и сделаны следующие проекты: «Школьная газета», «Школьный радиоузел» и «Телестудия». Регулярно ведется школьные вести, через школьный радиоузел и школьное телевидение. Названные курсы помогают в решении проблемы развития речи по русскому языку национальной школе, развивает культуру устной и письменной речи.

Учителя школы, участвовавшие в эксперименте с большим желанием в течение учебного года, поделились своим опытом работы с коллегами из других школ кожууна, дали открытые уроки с применением различных видов деятельности.

Особенно хорошо отозвались учащиеся об элективных курсах «Русская речь», «Абсолютная грамотность», «Основы рыночной экономики», «Школьный редактор».

На занятиях применялся и метод проектов. Например, учащимися элективного курса «Русская речь». Издан тематический словарик «Формы речевого этикета», а также выполнены проекты «Бенгальские огни», «Электрогирлянда» на курсах «Юный химик» и «Электротехника».

 

Будучи одной из старейших, школа является опорной для других общеобразовательных учреждений кожууна.

I ступень образования имеет тесную связь с ДОУ села. Вначале учебного года составлен и утвержден план совместной работы I ступени и ДОУ на совместном заседании обеих сторон с целью осуществления непрерывности и преемственности в обучении детей с 3 до 12 лет, так же для уменьшения негативных проявлений адаптационного периода на разных этапах развития ребенка. Начальная школа и ДОУ постоянно отслеживают результаты эксперимента «Детсад+школа», начатого в 2001 году (учитель Ховалыг Е.А).

2004-2005 году учащиеся заняли 6 призовых мест в республиканской олимпиаде (по русскому языку, по математике, по биологии, по химии, по географии, по физике).

В 2005году выпускница Кужугет Ш.Ю. заняла 1 место по родному языку в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и была рекомендована для зачисления на 1 курс филологического факультета ТывГУ, а также 2 место -Дассык Анжела Белековна за исследовательскую работу по местечку «Передовая».

В республиканской научно-практической конференции «Военное наследие края» - 3 место - Монгуш Мерген С.

В республиканском конкурсе «Город мастеров» в 2004 и 2005 гг  заняли первые места - Ховалыг Чингис 4 класс, Хертек Александр 10 класс.

Из года в год выпускники школы стабильно поступают в ВУЗы и СУЗы России и Республики Тыва.

По результатам ЕГЭ школа имеет хорошие результаты по математике, по биологии, по русскому языку (2004). В педагогическом коллективе трудятся 50% учителей, закончивших данную школу.

Школа является «кузницей» руководящих кадров кожууна, села, г. Ак-Довурак, способствуя развитию их управленческих навыков еще в стенах образовательного учреждения.

1. Школа награждена дипломами: «Школа года - 1998 года», «Школа года - 1999 года», «Школа года - 2000 года», «Школа года - 2003 года» за педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания.

2. МСОШ №1 с. Кызыл-Мажалык присвоено звание «Академическая школа России». Диплом выдан президентом Академии творческой педагогики Л.И. Рувинским. (2004 г.)

3. Школа награждена дипломом за участие в конгрессе национальных систем образования и победителем в номинации «Монгун Дээрбек» (2004 г.). Министром общего и профессионального образования РТ П.А. Морозовым .

4. Школа награждена дипломом Всероссийского конкурса «Школа высшей категории - 2004» за высокое качество образования, образцовый педагогический процесс, педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания. Президентом Академии творческой педагогики Л.И. Рувинским.

5. Награждена дипломом «Школа века» за педагогическое мастерство, успешность обучения и воспитания, многолетний творческий поиск (2004 г.). Президентом Академии творческой педагогики, учредителем газеты «Педагогический вестник» Л.И. Рувинским.

 

Управляющая система школы

Система управления школы представляет собой разветвленную систему, охватывающую различные советы на уровне не только школы, но и общественности, родителей, научных кругов, администрацию, службы школы, руководителей методобъединений, аттестационную комиссию, совет классных руководителей с опорой на органы ученического самоуправления и ученический коллектив в целом. (см. Схему)

Созданный в школе коллектив позволяет перевести школу на самоуправление, когда управление осуществляется на основе сотрудничества, инициативы и творчества.

Перевод школы в режим развития обеспечивается созданием банка информации, который постоянно обновляется, но на недостаточном уровне. С учетом этого ведутся анализ, постановка целей, планирование и организация работы, контроль, регулирование и коррекция. Эти функции осуществляются во всех управляющих звеньях школы и каждым членом коллектива, появились надежные связи между управляющей и управляемой подсистемами на всех уровнях. Цели согласуются с социальным заказом, который формируется местными органами власти, родительской общественностью.

На основе вышеизложенного формируется попечительский совет, включающий в себя и спонсоров. Он утверждает программу школы, выделяет средства для его развития, ему отчитывается директор лицея по распределению внебюджетной части денег.

Высшим органом управления является конференция представителей всех уровней педагогического коллектива, родителей и учащихся, которая проводится 1—2 раза в год, принимая важнейшие решения.

Регулярно работающим коллегиальным органом школьного управления является педагогический совет (собирается 5—6 раз в год), он работает с учетом рекомендаций попечительского и ученического советов.

Педагогический совет рассматривает вопросы, подготовленные административным и научно-методическим звеньями. В административно-управленческой работе участвуют директор, заместители по УВР, НЭР, научно-методической работе, воспитательной работе, информатизации, АХЧ, Заместители по УВР и НЭР непосредственно опираются на работу диспетчера.

Директор координирует финансовые вопросы, обеспечивает оптимальное взаимодействие с бухгалтерией школы, которая состоит из двух человек.

Заместитель по воспитательной работе, опираясь на работу организатора внешкольной культурно-просветительской деятельности, руководит методическим объединением классных руководителей.

В непосредственном подчинении у директора находится психологическая служба, которая имеет право разрабатывать самостоятельные программы исследований.

 

 

 


 

Проблемный анализ состояния школы

Результатом обучения в школе должно стать овладение учащимися определенным объемом знаний, приобретение навыков самообразования, конкурентоспособность выпускников. Условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей.

Для начальной школы одной из главных проблем является низкая охваченность дошкольников системой дошкольного образования (до 60% первоклассников), что ведёт к трудностям в адаптации к школе.

Нехватка узких специалистов (2 психологов, 2 логопедов, 2 учителей-дефектологов) не позволяет оперативно отслеживать нарушения психики и речи в полном объёме, что ведёт к трудностям в обучении и воспитании учащихся.

Спортивный инвентарь школы обновляется в недостаточном количестве. Один спортивный зал не может вместить в себя несколько классов, поэтому в зимнее время ученикам начальной классов приходиться заниматься в фойе, что снижает интерес учащихся к занятиям физкультурой и ведёт к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата. Решение этих задач затруднено в силу наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе, падения интереса к обучению.

Инертность организации обучения, слабое освоение и распространение организационных инноваций в сфере обучения и воспитания – основная преграда применения новых технологий в образовательном процессе. Отсутствует и организационной политики, направленной на поддержку внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в результате культура использования компьютерных и коммуникационных технологий оказывается очень низкой.

На данном этапе нас не устраивает уровень информационной грамотности педагогов и ограниченные возможности участия наших учащихся в сфере использования современных информационных и коммуникативных технологий в образовании.

Профилизация побуждает нас к обновлению содержанию образования и разработке инновационного методического сопровождения; к поиску новых форм организации работы со школьниками, используя ресурсы уже существующей глобальной сети Internet.

Мы хотим и можем достичь уровня результатов лицейского образования, в котором представлены условия развития личности, используя современные информационные технологии.

Недостатками нашего образовательного процесса мы считаем, невысокий уровень учебной деятельности, отсутствие мотивации к обучению, невысокий процент использования компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности, неспособность педагогов и устаревшей (построенной в 1977 г. и с тех пор не обеспечиваемой современными средствами обучения) школы конкурировать на рынке современного образования. На данный момент средства школы не позволяют модернизировать компьютерную базу.

Не на очень высоком уровне владения оперативной информацией и навыками использования современных информационных технологий находятся наши научно-методические, кадровые службы, финансовые, материально-технические, нормативно-правовые условия развития школы.

Таким образом, наиболее значимыми проблемами, решения которых мы ожидаем в связи с внедрением информационных технологий, являются:

1.     несоответствие материально-технической базы современным требованиям оснащенности школы и кабинетов;

2.     низкая культура использования компьютерных и коммуникационных технологий;

3.     невысокий уровень компьютерной грамотности педколлектива и недостаточное использование современной техники на уроках и во внеурочной деятельности из-за отсутствия навыков работы на ней;

4.     отсутствие оперативного получения документации, проведения мониторинга и эффективного управления УВП школы;

5.     отсутствие выхода Internet ограничивает коммуникативные возможности учащихся и получении передового опыта для педагогов.

 

Концепция новой школы.

В учебном процессе для нас важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.

Эффективное внедрение информационных технологий в согласовании и взаимосвязи с управлением педагогическими, организационными и экономическими инновациями позволит повысить эффективность и качество обучения придать школе режим развития. Использование новых технологий в учебном процессе приведет к тому, что будут развиваться:

§        новые педагогические методы и приемы,

§        новая образовательная среда,

§        новый стиль работы учителей,

§        структурные изменения в педагогической системе.

В настоящее время активно реализуется в практике школы принцип вариативности в организации и проведении занятий, который дает возможность педагогическому коллективу выбирать и строить педагогический процесс по любой модели в соответствии с Концепцией профильного обучения и новым Базисным учебным планом, а также, с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся в школе. Мы хотим построить школу разноуровневого и профильного обучения, опираясь на возможности информационных технологий.

Открытие классов разноуровневого и профильного обучения в школе обусловлено необходимостью создания условий, позволяющих удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулирует процессы самопознания и самоопределения личности.

Построение новой школы основывается на идее индивидуального и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности, учет неповторимости каждого.

Развитие способностей должно быть систематическим, сознательным, постепенно усложняющимся, достаточно трудным, но посильным, должно быть связано со стремлением, опирающимся на потребность ученика получать лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные в анализе промежуточных результатов.

Профильная дифференциация обучения организуется по следующим основным направлениям: введение нового базисного учебного плана и примерных учебных планов по профилям обучения; апробация элективных курсов; введение «портфолио»; организация предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов; организация профильного обучения; экспериментальная проверка учебно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях; разработка нормативно-правовой базы введения профильного обучения; апробация новой системы итоговой аттестации выпускников основной школы; апробация индивидуального учебного плана учащегося.

Цель исследования: создание школы разноуровневого и профильного обучения с использованием информационных технологий в учебно-воспитательном процессе на всех ступенях образования.

Объект исследования: образовательный процесс средней школы.

Предмет исследования: условия, в которых образовательное учреждение становится школой разноуровневого и профильного обучения при внутренней дифференциации с применением информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования:

Использование разноуровневого обучения в условиях внутренней дифференциации обеспечит овладение учащимися базовым и профильным уровнем содержания образования через внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, будет способствовать формированию глубоких научных знаний, развитию умственных способностей, практических умений и навыков, если:

- процесс обучения носит личностно-ориентированный характер и осуществляется на основе психолого-педагогического диагностирования;

создается многопрофильная образовательная среда, для реализации познавательных интересов учащихся;

- обеспечивается соответствующее материально-техническое оснащение учебного процесса;

- будет обеспечена теоретическая, методическая, практическая, морально-психологическая готовность учителей к условиям разноуровневого обучения.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Смоделировать дидактическую систему разноуровневого обучения.

2. Выявить педагогические условия, способствующие успешному осуществлению системы разноуровневого обучения в условиях общеобразовательной школы.

3. Разработать основные компоненты технологии личностно-ориентированного подхода при разноуровневом обучении в современной практике обучения учащихся.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной системы разноуровневого обучения в условиях общеобразовательной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется:

- теоретическим обоснованием реализации личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы;

- выявлением конкретных педагогических условий осуществления разноуровневого, профильного и предпрофильного обучения в школе;

- разработкой дидактической системы разноуровневого обучения в условиях внутренней дифференциации.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные положения и принципы реализации системы личностно-ориентированного обучения могут быть использованы в деятельности различных типов школ и будут способствовать развитию идей гуманизации и гуманитаризации образования, идеи развития вариативного образования, переходу учреждений образования на качественно новую парадигму образования подрастающего поколения.

 

Особенности содержания образования

1. Личностно-ориентированный подход осуществляется на всех ступенях обучения учащихся в школе.

Первая ступень - начальная школа - 1 -4 классы.

Комплектование постоянных учебных групп на первой ступени осуществляется на основе диагностики готовности детей к обучению в школе, которая предполагает:

- определение степени психосоциальной зрелости;

- выявление уровня школьной зрелости и уровня интеллекта

- определение уровня умственной работоспособности по коррективным пробам;

- выполнение манометрического теста;

- исследование чистоты звукопроизношения;

- изучение восприятия памяти и мышления ребенка.

Вторая ступень - основная школа - 5-9 классы

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся основной школы осуществляется на основе результатов диагностического исследования выпускников начальной школы. В 8-9 классах вводятся предпрофильная подготовка, новые учебные предметы, создаются учебные группы из разных классов для изучения элективных курсов, специальных дисциплин (экономика, право и другие).

Третья ступень - старшая школа - 10-11 классы

На основе тестирования, изучения мнения учащихся и родителей, учителей, исследований интересов и потребностей учащихся, результатов собеседования с родителями, дневника индивидуальных достижений производится комплектование 10-х профильных классов.

Деятельность постоянных учебных групп (классов повышенной степени трудности, профильных, базовых общеобразовательных, коррекции предполагает возможность перехода детей из одного класса в другой класс в рамках параллели. Вопрос о переводе решается на педагогическом совете по представлению классного руководителя.

2. Внутренняя дифференциация заключается в использовании индивидуальной и групповой работы и заданий, при которых учитываются темперамент, индивидуальные свойства нервной системы, различные темпы усвоения учебного материала, познавательные процессы и способности ребенка.

3. Личностно-ориентированный подход во внеклассной работе с учащимися осуществляется посредством внесения изменений в структуру ученического самоуправления, создания профильных ученических коллективов, учета половозрастных особенностей учащихся, отношения к религии, уровня воспитанности, изменения содержания воспитательной работы и способов организации коллективных творческих дел.

Введение предметов, не входящих в учебный план, осуществляется за счет школьного компонента и не превышает плановой учебной нагрузки.

4. Изменения в организации процесса обучения осуществляются посредством введения:

- блочной системы изучения отдельных тем;

- зачетной системы;

- индивидуальной работы с учащимися, индивидуального учебного плана учащегося;

- коллективных форм обучения;

- метода проектов;

- научно-исследовательской деятельности;

- предметно-групповой работы при изучении элективных курсов;

- интеграции учебных предметов.

5. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении потребует изменений в структуре внутри школьного управления. Целесообразным представляется организация работы по областям знаний, которые возглавляют специалисты на правах заместителей директора школы.

Новая система внутришкольного управления

Цели

Подсистемы

Содержание деятельности

Ответственный

1. Сформировать базисный уровень образования, устойчивую потребность к самообразованию средствами информационных технологий.

Обучение, воспитание, развитие.

Формирование банка данных о состоянии учебно-воспитательного процесса, методической работе, исполнение протоколов педсоветов и совещаний при директоре и производственных совещаний, выполнении государственных программ, используя информационные технологии.

Зам. директора по УВП

 

2. Сформировать у учителя потребность непрерывного профессионального роста средствами информационных технологий как условие достижения эффективности результатов образования в школе

Научно-методическое обеспечение

Формирование банка данных о ППО. новых исследованиях в области педагогики, дидактики, психологии; научно-методического материала о состоянии) работы в школе, договорах, формировании ближайших и перспективных целей по развитию форм, методов и средств развития УВП, научно-методической деятельности коллектива, отдельных учителей средствами информационных технологий.

 

Совместно с МО определение зоны ближайшего развития УВП (по параллелям, классам, предметам), прогнозирование развития научно-методической деятельности коллектива и отдельных учителей.

 

Планирование научно-методической работы, учебно-воспитательного процесса. Организация исполнения учебных планов, программ и плана работы УВП, исполнение плана научно-методической деятельности совместно с учеными ТГУ, другими организациями, выявление, обобщение, внедрение ППО, повышение квалификации; контроль и оценка методической работы совместно с экспертами.

Зам. директора по науке

 

3. Создать экономический механизм, обеспечивающий автономное функционирование школы в условиях рыночных отношений.

Экономическое и материально-техническое обеспечение.

Обеспечение оперативного устранения аварий, ремонта оборудования; организация работы транспортной службы, техники безопасности, санитарно-гигиенического режима, Планирование постатейного выполнения сметы, организация платных услуг населению, привлечение спонсоров, коммерческая деятельность на основе школьного производства, планирование и организация бухгалтерского учета, контроль за исполнением.

Директор, гл. бухгалтер, зам по АХЧ

4. Создать условия социально-психологического комфорта и защищенности всех участников педагогического процесса.

Социально-психологическое обеспечение.

 

Анализ состояния социально-психологической и правовой защиты всех участников УВП. Прогнозирование, планирование и организация условий для реализации развития личности, контроль и коррекция социально- психологической и правовой защиты всех членов коллектива.

Директор, психолог, социальный педагог

 

5. Обеспечить соблюдение действующих правовых норм и конвенции о правах ребенка

Правовая защита.

 

Зам. директора по профилактике правонарушений

6. Создать механизм взаимодействия школы и социума, обеспечивающий достижение целей школы.

Взаимодействие школы с другими социальными институтами.

Прогнозирование, планирование развития школы, организация согласованной деятельности учреждений образования с другими социальными институтами по достижению целей школы.

Попечительский совет, совет школы

 

7. Создать механизм внутришкольного управления  на основе уважения, доверия, успеха с целью перевода школы в режим автономии.

Самоуправление (ученическое, учительское и др.).

 

Участие в анализе деятельности, определение целей развития школы, планирование и организация деятельности коллектива, экспертной оценке совместно с другими органами.

 

Председатели общественных советов

Подводя итог, следует обобщить, что совершенствование системы управления школой будет осуществляться следующим образом:

§        Переводом школы в режим развития

§        Усилением связей между всеми участниками образовательного процесса, социумом и управляющими звеньями этого процесса

§        Совершенствованием системы финансирования

§        Созданием банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе

§        Оптимальным распределением функциональных обязанностей администрации.

Этапы перехода от прежней школы к новому её состоянию.

1. Организационный этап (2005-2007 гг.)

Задачи этапа:

·        анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся и их родителей;

·        изучение микросреды школы, потребностей учащихся и их родителей в аспекте профессионального самоопределения учащихся;

·        разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности обученности учащихся, их развитости;

·        разработка программы развития школы;

·        разработка концепции новой школы.

2. Основной этап (2007-2009 гг.)

Задачи этапа:

·        построение модели дидактической системы разноуровневого и профильного обучения, её экспериментальная проверка;

·        разработка и проверка эффективности образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе;

·        диагностика обученности, воспитанности, уровней развития учащихся школы;

·        выявление педагогических условий, способствующих успешному осуществлению системы разноуровневого и профильного обучения;

·        улучшение материально-технической базы школы (оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием, компьютерным классом, учебно-методической литературой и др.);

·        проведение пед.чтений, семинаров, научно-практических конференций по результатам опытно-экспериментальной деятельности педагогов школы;

·        поиск оптимальных организационно-содержательных форм управления школой.

3. Обобщающий этап (2009-2010 гг.)

Задачи этапа:

·        корректировка концепции развития разноуровневой и профильной школы;

·        выявление степени удовлетворенности участников педагогического процесса содержанием, организацией и результатами учебно-воспитательного процесса;

·        анализ состояния образовательного процесса в школе;

·        обобщение опыта работы школы, проведение научно-практической конференции по теме проекта-концепции.

Показатели оценки результатов

1. Достижение оптимального уровня в развитии, обученности и воспитанности каждого учащегося.

2. Степень выполнения поставленных задач в школе

Первая ступень - сформированность устойчивой мотивации к учению;

Вторая ступень - в развитие склонностей, познавательных интересов учащихся;

Третья ступень - готовность к профессиональному, личностному и мировоззренческому самоопределению учащихся, сформированность социально-ценностных отношений.

3. Сохранение здоровья учащихся.

4. Сочетание процессов функционирования и развития разноуровневой и профильной школы на основе готовности участников педагогического процесса к реализации принятой цели и задач исследования.

5. Удовлетворенность участников педагогического процесса содержанием, организацией и результатами образовательного процесса школы.

Прогноз ожидаемых результатов

Диагностика обученности, развития учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности, изучение удовлетворенности участников педагогического процесса деятельностью и ее результатами свидетельствуют о том, что разработанная модель разноуровневой и профильной школы позволяет создать и реализовать условия, обеспечивающие самореализацию учащихся и педагогов, их разностороннее и творческое развитие. Учителя школы овладевают методиками диагностирования способностей, склонностей, интересов, что позволяет своевременно определять возможности учащихся и вносить соответствующие изменения в образовательный процесс с целью обеспечения оптимальных условий для развития личности ребенка.

Таким образом, все новые механизмы управления образовательным учреждением направлены на то, чтобы использование информационных (компьютерных и телекоммуникационных) технологий, освоение технологических инноваций содействовало:

·        Резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг - учащихся, родителей, учителей, социума в целом.

·        Увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования.

·        Развитию конкуренции между учебными заведениями.

Формы представления результатов опытно-экспериментальной работы

1. Отчеты по завершению каждого этапа программы развития школы.

2. Ежегодные отчеты (промежуточный контроль).

3. Научно-практические семинары, конференции (на уровне школы, города, республики).

4. Статьи, методические рекомендации, учебные программы, медиапродукция.

 

 

 

Хостинг от uCoz